redmanmale

if-goto

Плато Путорана

[ internal | trekking ]

Расскажу про поход по одному из самых красивых и труднодоступных мест России – крае десяти тысяч озёр и тысячи водопадов – по плато Путорана.

Почему Путорана

Путорана — это огромное плато к востоку от Норильска (отдельный пост про него).

Много лет я ездил только по более-менее доступным местам, в основном по центральной России, и не думал, что можно вот так просто взять и поехать в такую глушь.

А потом мы собрались и поехали по Мурманской области, в Териберку и по Рыбачьему. У меня в голове что-то щёлкнуло.

После этого мы с друзьями начали смотреть и думать, в какие ещё уголки страны хочется попасть, и насколько это возможно.

Так я впервые увидел Путорану на фото.

Недолгие поиски показали, что туда добираться сложно и дорого. Идею прикопали.

А потом пару лет спустя моя хорошая подруга внезапно сходила туда в поход. Привезла кучу впечатлений, фотографий и рассказов, как там круто.

А что, так можно было?

Оказалось, что сгонять туда не так сложно, как я думал. И почти не так дорого.

Одежда

К этому времени я уже сходил на Байкал и Эльбрус, поэтому основная часть снаряжения была, и ничего дорогого докупать не пришлось.

Всё либо было, либо удалось взять у друзей (всем большое спасибо!).

Из необычного в список снаряжения входили неопреновые носки и кроксы, чтобы переходить вброд реки, а ещё накомарник, чтобы не сожрали комары.

Команда

Нашу группу из 11 человек вёл знакомый инструктор, у которого есть определённые требования к участникам.

Например, должен быть походный опыт, который он заранее проверяет в ПВДшках (походах выходного дня).

Кстати, до того, как я сам начал ходить в походы, думал, что ходят в основном ребята. Оказалось, что нет – во всех трёх походах, куда я сходил за тот год, девушек было больше.

Походное

У нас было восемь основных дней и один запасной (и хорошо, что он был!).

Заброска на стартовую точку маршрута уже само по себе приключение – шесть часов от Норильска на катере по озеру Лама.

photo photo

Первые два дня мы поднимались на плато (1700 м) вдоль реки Омон-Юрях, бродя её несколько раз в день, выбирая более удобный берег – то есть менее заросшее болото.

photo photo photo photo

Потом около четырёх дней мы шли по самому плато, без сильных перепадов высот.

photo photo

В день проходили где-то по 15 км, в один из дней вышло больше 20 км, и это было тяжеловато.

Это кажется небольшим расстоянием, если идти по прямой. Но плато ровное только на словах, а на деле там сплошной курумник – камни разного размера, от пары десятков сантиметров до пары метров.

Последние пару дней спускались вдоль реки Хойси обратно к озеру, шлёпая по болоту, буквально продираясь сквозь джунгли.

photo photo photo photo photo

Схема маршрута.

photo Разные цвета - разные дни.

Выброска, как и заброска была катером – 120 км по озеру.

По плану катер должен был забрать нас поздно вечером, сразу по завершении второго дня спуска с плато. Но он не пришёл.

У нас был спутниковый телефон, а вот на катере связи не было. Те, с кем удалось связаться, сообщили, что из порта катер вышел. А до нас он так и не дошел — пропал где-то по дороге.

Мы переночевали, но и утром его не было. В обед началось лёгкое волнение – еда заканчивалась, но это полбеды, на озере есть турбаза Бунисяк, а вот пропустить наш рейс совсем не хотелось.

Наш инструктор каким-то чудом договорился с другой группой, чтобы нас забрали вместе с ними. К счастью, у них был большой вместительный катер, на котором мы все разместились с комфортом.

В начале похода никто из нас не думал, что в конце мы будем так рады этому запасному дню.

На самолёт успели впритык.

photo photo photo

Бытовое

Из трёх походов, где я был, этот был самый комфортный. Мы проходили ровно столько, чтобы устать, но не заебаться.

Дежурных как таковых не было, еду готовил сам инструктор, остальные помогали по мере необходимости и возможностей.

Питание было организовано очень хорошо – благодаря отличному оборудованию и идеально подобранным, отмерянным и расфасованным продуктам процесс приготовления пищи занимал минимум времени и усилий.

На плато очень короткое лето, прохладно и в основном идёт дождь. Нам очень повезло с погодой, вопреки предупреждениями и прогнозу.

Капало всего пару дней на обратном пути, а в остальное время было солнечно.

photo photo photo photo

Пейзажи

Ну и конечно то, ради чего сюда стоит ехать.

На Путоране самое больше число водопадов в России и самый высокий водопад на континенте. Здесь же расположен географический центр России — озеро Виви.

Плато огромное (площадь около 250 тысяч км²) и абсолютно дикое, там нет никакой туристической инфраструктуры, кроме турбазы на озере, а большую часть занимает заповедник.

Мы зацепили лишь небольшую его часть, но и этого более чем хватает.

Стоя на краю ущелья, ты смотришь вперёд и внутренне содрогаешься от того, насколько ты мал и ничтожен на фоне этой вечности.

photo photo photo photo photo photo photo photo photo photo

Никакие фотографии не передают масштаба и мощи (но я попробую).

Бюджет

Вся поездка обошлась в 100к на полторы недели:

• самолёт — 40к (с багажом), брал в ноябре
  • тур — 60к (две ночёвки в Норильске, трансферы, еда)

Плюс поесть в городе пару раз.

Планы

Пока писал пост, удалось попасть на Маньпупунёр, но об этом в следующий раз.

А в остальном — точных планов нет, но есть много красивейших мест, где хочется побывать — Алтай, Камчатка, Сахалин, Курилы, Чукотка.

И, может быть, подняться-таки на Эльбрус.

Мой канал в телеграме: https://t.me/world_in_red/